Новости

Дорогие друзья!

В июле сотрудники редакции журнала находятся в отпусках.

Свои материалы вы можете по-прежнему высылать по адресу info@hvsh.ru,

но позвонить в редакцию можно только в августе.

Внимание! Сообщаем адрес электронной почты Ассоциации учителей и преподавателей химии:

chemteacher@yandex.ru

Программа «Я люблю науку»

В октябре-декабре 2016 г. в рамках социально значимых проектов

«Формула хороших дел», которые реализует СИБУР,

в Тобольске, Томске, Нижневартовске и Дзержинске

пройдут мероприятия программы «Я люблю науку».

Программа разработана научно-методическим журналом «Химия в школе», Ассоциацией учителей и преподавателей химии, Межрегиональным клубом «Учитель года России» при поддержке компании СИБУР. Мероприятия двухдневной выездной программы «Я люблю науку» предназначены для учителей химии и физики, а также для учащихся-старшеклассников, родительской общественности.

Цель программы «Я люблю науку» – познакомить учителей с новыми эффективными методиками формирования научных знаний, современными подходами к обучению химии и физики, продемонстрировать инновационные приемы активизации познавательной деятельности учащихся, обсудить актуальные проблемы естественно-научного образования. Занятия для учащихся направлены на развитие интереса школьников к научно-исследовательской и проектной деятельности, их мотивации на дальнейшее целенаправленное изучение химии и физики.

Подробнее...

В апрельском номере за 2016 г. (№ 4) опубликована статья члена редколлегии журнала доцента кафедры иностранных языков Института биологии и химии МПГУ Елизаветы Борисовны Боруновой, в которой автор рассматривает влияние смеха на организм человека и возможности использования юмора как инструмента учителя на уроках химии.

В № 3 журнала за 2016 г. опубликована статья члена редколлегии, профессора кафедры общей химии Института биологии и химии МПГУ Юрия Николаевича Медведева, в которой обсуждается состояние Российской системы образования, в том числе и высшего педагогического образования. Кто придёт на смену нынешним учителям химии? Готовит ли современная высшая школа учителей, способных обеспечить достойный уровень образования выпускников? Поделитесь своим мнением по этим вопросам на страницах журнала.

В № 1 за 2016 г. мы опубликовали статью заслуженного учителя РФ, к. п. н. Владимира Нодаровича Головнера, которая, по мнению редакции, может вызвать широкий отклик наших читателей. Понятно, что в ней отражена точка зрения одного учителя – практикующего педагога. Нам, безусловно, интересно знать, как на поднятые в статье вопросы смотрят другие представители педагогического сообщества: учителя, методисты, директора школ, учёные, и, конечно же, представлять себе, что думают по этому поводу работники органов управления образованием, потому что иногда направление вектора развития отечественной школы видно только тем, кто способен охватить взглядом педагогический процесс в целом. Но сама постановка вопроса о том, что каждому участнику этого процесса важно в каждый момент времени ясно представлять себе, ради чего он трудится и какие задачи кроме сиюминутных решает профессиональное сообщество, к которому он принадлежит, кажется нам полезной и нужной. Иными словами, мы приглашаем вас принять участие в дискуссии, которая могла бы развернуться на страницах журнала вокруг поднятых в статье проблем.

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Благодарим всех, кто принял участие в конкурсе методических разработок, объявленном в № 2014 г. Мы очень рады, что конкурс вызвал широкий отклик среди наших читателей. Редакция получила много интересных материалов, творческих разработок, в которых были представлены яркие, оригинальные методические идеи и способы их реализации в практике преподавания.

Все авторы, чьи материалы опубликованы в журнале в течение 2015 г., получат по электронной почте сертификаты лауреатов конкурса, а победители будут объявлены в одном из номеров в конце учебного года.

Итак, конкурс продолжается. Попытайтесь успеть поделиться со своими коллегами вашими бесценными методическими находками.

Успехов!

РЕЗОЛЮЦИЯ

II Всероссийского съезда учителей и преподавателей химии
«Химическое образование: от школы к вузу»

г. Новосибирск,
3-4 апреля 2015 г.



Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии проведен с целью обсуждения актуальных проблем школьного химического образования и перспектив его развития на этапе перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

Съезд объединил около 200 участников из 46 субъектов Российской Федерации из числа учителей химии, преподавателей вузов, специалистов по педагогике и методике преподавания химии, ведущих ученых-химиков, руководителей образовательных организаций и представителей органов управления образованием различного уровня.

Участники съезда, заслушав приветствия и пленарные доклады, обсудив выступления на секциях, приняли настоящую резолюцию.

Съезд считает:

химическое образование как неотъемлемая часть общего образования каждого члена общества создает условия для адекватного восприятия изменений, происходящих в современном мире, и осознания роли химии в этом процессе, играет важную роль в формировании научного мировоззрения, химической и экологической культуры, культуры производства и потребления продуктов современной химии и химических производств;

химическая грамотность отдельно взятого человека – необходимое условие технологического и социального прогресса общества в целом. Химическая грамотность предполагает ориентацию не на формализованное знание, а на учебное достижение, выраженное в конкретных действиях обучающихся, освоенных в результате активной самостоятельной деятельности.


Съезд постановляет:
  1. Считать необходимой консолидацию учительского и преподавательского химического сообщества для укрепления и дальнейшего развития химического образования, совершенствования его содержания, развития химической науки в России.
  2. Поддержать инициативу МГУ им. М.В. Ломоносова по проведению Всероссийских съездов учителей химии на регулярной основе, с периодичностью один раз в два года.
  3. Считать целесообразным создание постоянно действующей Общероссийской ассоциации учителей и преподавателей химии. Цель ассоциации - консолидация учителей и преподавателей химии, создание условий для профессионального общения и обмена опытом работы, активное участие в разработке и обсуждении стратегических проблем общего и профессионального химического образования, проведение общественного мониторинга состояния химического образования в отдельных регионах и в целом по стране.
  4. Рекомендовать профессиональному сообществу, представляющему химические отрасли промышленности, которые как потенциальные работодатели определяют требования к подготовке специалистов химического профиля, включиться в работу Ассоциации на постоянной основе.
  5. Провести организационную работу по созданию ассоциаций учителей и преподавателей химии во всех регионах Российской Федерации, руководствуясь принятыми нормативными документами.
  6. Избрать руководителем Общероссийской ассоциации учителей и преподавателей химии Левину Людмилу Семеновну, главного редактора журнала «Химия в школе».
  7. Направить обращение в Министерство образования и науки Российской Федерации с предложением включить в состав Федерального учебно-методического объединения по общему образованию руководителя Общероссийской ассоциации учителей и преподавателей химии Левину Людмилу Семеновну.
  8. С целью совершенствования содержания учебного предмета «Химия» и повышения качества его преподавания обеспечить участие учителей и преподавателей в педагогической экспертизе учебной, учебно-методической и научно-популярной литературы, учебно-наглядных, интерактивных пособий по химии и проведение компетентной научно-методической и общественной экспертизы учебников и учебных пособий.
  9. Считать необходимым модернизацию традиционной материальной базы, необходимой для реализации целей и задач химического образования в связи с повсеместным переходом образовательных организаций на работу по новым ФГОС (с 01.09.2015 г.). Обеспечить наличие в каждой образовательной организации комплекта оборудования и реактивов в соответствии с требованиями к условиям выполнения примерной основной общеобразовательной программы по химии на базовом и профильном уровне.
  10. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

    поддерживать и укреплять систему переподготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей химии, усиливая в ней изучение основ науки, а также современных достижений химии с использованием ресурсов классических и педагогических университетов;

    в целях популяризации химических знаний развивать деятельность научных обществ обучающихся, кружков, секций, объединений, а также систему дополнительного образования по изучению химии, сохраняя различные виды творческих соревнований, химические олимпиады и другие формы работы с одаренными школьниками, мотивированными на изучение химии. Содействовать созданию системы государственной поддержки работы с одаренными детьми на федеральном уровне.

    осуществлять поддержку учителей химии в виде грантов, организовывать региональные и межрегиональные конкурсы профессионального мастерства учителей и преподавателей химии, обеспечивать высокий экспертный и научный уровень грантов и конкурсов.

  11. Для повышения качества подготовки учителей химии включить химию в число обязательных предметов для поступления в учреждения высшего профессионального образования, ведущих подготовку студентов по педагогическим специальностям.

3 и 4 апреля в Новосибирске проходил II Всероссийский съезд учителей химии

В работе съезда приняли участие более 160 учителей из 57 субъектов Российской Федерации

Съезд учителей химии открыли заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Павел Сергоманов и министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Сергей Нелюбов.

С ключевым докладом на съезде выступила заместитель председателя комитета по образованию Государственной Думы Российской Федерации, руководитель партийного проекта «Модернизация образования» Ирина Мануйлова.

Ирина Мануйлова отметила, что в настоящее время вопросы качества преподавания химии и предметов естественно-научного цикла являются приоритетными. «Новосибирская область неслучайно стала местом проведения II Всероссийского съезда учителей химии. Благодаря работе специализированных классов здесь создаются условия для подготовки школьников, мотивированных на прикладную практику работы по развитию химии. Сегодня в области 273 таких класса, объединивших почти 5 тысяч школьников», - отметила И. В. Мануйлова.  Вместе с тем она  напомнила участникам съезда, что главная задача современной школы – обеспечить доступность качественного образования каждому ученику.

Для сохранения преемственности традиций, заложенных на I съезде учителей химии, Ирина Мануйлова предложила вернуться к созданию Межрегиональной ассоциации учителей химии, которая, по мнению Павла Сергоманова, могла бы принять активное участие в экспертизе примерных образовательных программ по химии, в повышении квалификации учителей и преподавателей в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов, развивать другие направления деятельности, способствующие повышению качества обучения.

Руководителем Межрегиональной ассоциации учителей и преподавателей химии абсолютным большинством голосов была избрана Людмила Левина, главный редактор журнала «Химия в школе», кандидат педагогических наук.

В Новосибирске проходит турнир юных химиков – это командно-личное соревнование учащихся в их способности решать сложные химические проблемные задачи, представлять решения и защищать их в научной дискуссии. Подробнее: http://chemturnir.ru/index.php/ru/about

22-23 апреля 2015 г. кафедра методики обучения химии Московского института открытого образования проводит VI Всероссийскую научно-методическую конференцию «Актуальные проблемы химического образования».

Цель конференции — привлечение внимания широкой научно-педагогической общественности к проблемам химического образования на всех уровнях в современной России.

Подробности на сайте МИОО: http://www.mioo.ru/kaf-mph/projects/news

Внимание: конкурс!

Редакция и редколлегия журнала «Химия в школе» объявляют конкурс методических разработок по темам: «Мой самый удачный урок», «Химия после урока», «Эксперимент — основа химии». Неважно, какой у вас педагогический стаж, в какой школе и в каких классах вы преподаёте. Не робейте, смело отсылайте на электронный адрес редакции подготовленные вами материалы с пометкой «Конкурс» и названием темы. Мы внимательно рассмотрим все материалы и лучшие из них опубликуем. В № 9 за 2015 г. будут объявлены имена победителей. Они получат дипломы и памятные подарки.

Не упустите свой шанс стать лучшим!

Всероссийский семинар для учителей химии «Химия в школе - 2014/2015»

Семинары и мастер-классы для учителей химии в 2014 / 2015 учебном году:
  • 22 октября – Владимир
  • 23 октября – Калуга
  • 28 октября – Нижний Новгород
  • 6 ноября – Волгоград
  • 10 ноября – Белгород
  • 13 ноября – Смоленск
  • 21 ноября – г. Электросталь Московской обл. (приглашаются также учителя Павловского Посада, Ногинска, Орехово-Зуево)
  • 11 декабря – Вологда
  • 28 января – Ульяновск
  • 12 февраля – Санкт-Петербург
  • 18 февраля – Владимир

Также планируются семинары в Ижевске, Кирове, Саранске, Ковылкино Московской обл. (даты согласовываются).

Желающим провести подобные семинары в своём регионе следует обратиться в редакцию журнала «Химия в школе».